_Актуальность_ ограничения свободы сомнений не вызывает.
Вызывает сомнения только _действенность_ этой меры (ввиду чего я и предлагаю поискать альтернативу).
Одно любопытное и строго доказанное положение теории систем гласит, что если эффективность системы (по любому критерию) можно повысить за счёт наложения ограничений на её элементы, то _всегда_ существует такая спецификация целей её элементов, при которой эффективность без ограничений окажется той же или выше, чем можно достичь в результате наложения ограничений. При этом приспособляемость системы к меняющимся условиям среды также окажется заведомо не хуже прежней. Это чисто математический факт; он верен для любой системы.
Я предлагаю не накладывать ограничения, а разбираться с целями.
С ограничениями же всё очень плохо.
Во-первых, ограничения всегда накладывает тот, кто сильнее (общество в целом не может их налагать - это иллюзия, противоречащая закону Шеннона, одному из фундаментальных положений кибернетики). Кто сейчас сильнее - кажется, ясно, и нет никаких оснований считать, что в ближайшем будущем в этом отношении что-то может измениться. Так что ограничения всегда будут отражать интересы одной касты или одного клана.
Во-вторых, в человеческом обществе ограничения вызывают вполне естественное желание их преодолеть. Таким природа создала человека, и правильно сделала. Именно поэтому Ефремов, например, видит выход не в ограничениях со стороны общества = тоталитаризме = мире Торманса, а в самоограничении = дисциплине = правильной формулировке цели. Самоограничение - результат воспитания, образования. Самоограничение - не насилие над собой, а глубокое понимание того, что на самом деле лучше для тебя самого. Оно не требует усилий и ломок - требует лишь понимания.
Возьмём мир "Шкатулки". Чем плох этот мир? Да вроде как и ничем. Жётское ограничение свободы ради стабильности, развития науки, сохранения национальных ценностей и глобального паритета сил. Науку и образование финансируют, экономика растёт, рунет цензурят, враждебный элемент выселяют на фиг... всё классно.
Одно только "но" - Алиса в таком мире никогда не родится, и что-то внутри кричит нам, что именно это-то и есть самое главное. Главное - какими вырастут люди, родившиеся в том или ином мире, будут ли они готовы оснознанно и свободно выполнять своё действительное предназначение - познание? Увы, не будут. Они будут, в лучшем случае, просто отбывать в этом мире положенный срок. Без каких бы то ни было последствий ни для себя, ни для этого мира. Кроме одного последствия, общего для всех. "Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути" (с) Пастернак vs "Не горюй, что срок тебе отмерен: есть кому продолжить твой мотив" - сам только сейчас соображаю, что это я (?) такое тогда написал...
Ну, и пара слов о казнях и преступниках. Давай попробуем разобраться, чем убийца отличается от другого человека. Нейронов вроде бы столько же примерно... биохимия та же... ЧЕМ? Кто ответит? За что мы убиваем человека, убившего другого человека? Если мы сами, в общем-то, такие же, не следует ли нам разделить с ним электрический стул? Что мы меняем в обществе расстрелами? Сеем страх? Так ведь кому надо, те не боятся. Что ещё? Экономим на жратве?
Что меня по-настоящему напрягает в этом мире - так это то, почему никто даже и не пытается ответить на это "ЧЕМ"? Мы не знаем ответа - и убиваем, убиваем, убиваем... А зачем, вообще, что-то знать, что-то менять, когда можно взять и убить?! И отчитаться перед электоратом/соратниками/массами: да, преступность не уменьшается, но зато мы успешно с ней боремся: раскрыли и казнили вдесятеро больше, чем год назад! Думая про себя: не дай бог она уменьшится, ведь тогда целая армия палачей останется без работы и в системе что-то начнёт меняться...
Короче, imho тут есть над чем подумать.
PS: для тех, кто не в курсе, лишний раз поясню, что под свободой я здесь понимаю вовсе не то, что понимают под ней заокеанские демагоги ("кто хочет - тот ест, кто не хочет - не ест" (с)), а свободу как общесистемную категорию (в частности, предполагающую свободу от идеологической обработки).
PPS: интернет - не панацея, конечно, а одна из многих-многих возможностей-угроз, просто очень показательная. И таких точек бифуркации - "возможность/угроза" - пруд пруди. "Выбирай, но осторожно" (с).
|